"...И дам я вам в доме моем Память и Имя, которые не изгладятся..." Пророк Исайя.


Я говорю о Холокосте Евреев в Риге, о рижском гетто.Это мне ближе. Я родом из Риги. Один из тех 10%,(а я думаю гораздо меньше), кому удалось покинуть её. Я живой свидетель того, что не было организованной эвакуации населения. Местные власти покинули Ригу вместе с отступающей Красной Армией 27-28 июня. В период безвластья, местные националисты и антисемиты, активизировали свою деятельность. Начались погромы. В рижском гетто погибла моя бабушка, Липета Рафаэльевна Драйгор-Шлосберг, её дети и внуки. Из всех родственников, спасся мамин брат, Сёма Шперлинг.
Советская власть не хотела, чтобы евреи приходили на места национальной скорби, Бабий Яр, минское гетто, Румбула, Бикерниеки, Понеряй в Литве и другие места оставались заброшенными и через 20 лет после войны. Можно представить себе ужас, который охватил нас, когда мы поняли, на ч е м стоят наши ноги.

Мемориал Румбула.

Но это было не ощущение животного страха или растерянности от невозможности осмыслить произошедшее. Наше сознание начало работать совершенно по-новому: мы неожиданно противопоставили себя всей машине советского воспитания, которая намеренно лишала нас национальной памяти. Мы не должны были знать наше прошлое, должны были забыть, что мы евреи, и жениться и выходить замуж за русских, латышей, украинцев и т. д. (Отнять у людей память и самосознание — разве это не геноцид? И разве он не привел к исчезновению миллионов евреев?)
В 1966 г., в день Катастрофы и Героизма, в румбульском лесу собралось несколько сот молодых людей. Две чудом уцелевшие женщины рассказывали о произошедшем здесь кошмаре: «Было много раненых. Ночью, когда немцы ушли, уцелевшие пытались выползти из ям. Но латышские полицейские расстреливали их из пулеметов... Это было похоже на море: поднимались волна за волной и падали вниз. Красная кровь текла из страшных ям. К утру все затихло. Выпал снег и засыпал место казни...»

Рига. Из окна нашего дома на Московской 83, видны были: К/Т "Дайна", ст.обр.Гребеньщиковская (старообрядческая) церковь, Еврейская больница, в которой я с сестрой родились.

Гребенщиковская церковь старого обряда


Рижская еврейская Больница. Бикур Холим.

Помню двор, куда я выбегал, даже не переодев ночной рубашки, после ухода родителей на работу. Дворника Гришу, который без ущерба для себя, пережил войну. Соседку Аню, катавшую меня на половой тряпке (она была старше меня и жила этажом выше. Этажом ниже, жил доктор Курочкин) В этом месте я должен внести поправку. На сайте: "http://www.roots-saknes.lv/Occupations/Doctors/ArstiSalasami.htm#CC" я нашёл справку, в которой сказано, что жил доктор Kuročkins, Aleksejs. Kriev[ Русский ] Riga Maskavas ielā [ ул. Московская ] 90, dz. [ кв.] 5. либо в справке допущенна ошибка, либо..., изменилась нумерация домов. Согласно этой информации получается, что он жил на противоположной от нашего дома стороне. Доктор Курочкин жил в нашем доме на втором этаже. Мы жили в кв. 7., над ним. На всю жизнь врезалась в память первая сирена воздушной тревоги. Внезапно, пронзительным воем, ворвавшуюся в мою жизнь ...

Ночь с 22 на 23 июня. Прошло всего 10 дней после моего дня рождения.

Мне 4 года, сестре, нет 2-х лет... Страшно.

На прошлой неделе посмотрел фильм " По щучьему велению". Вышел на улицу. Тёплый солнечный день. Мимо с песней, маршируют красноармейцы. Пристроился к ним.
- "...Мы кузнецы и дух наш молод, куём мы счастия ключи..." Песня и чеканный цокот кованых сапог, привлекют внимание зевак. К строю примыкает всё больше и больше мальчишек. Так мы проводили их до бани...
... А сегодня... Тянусь к телефону. С улицы, через плотно закрытые окна, рвётся вой сирены...

Вернулась с работы мама.
- Заходила в исполком(с порога сообщила она) Интересовалась; будет ли организованна эвакуация? - Заверили: - Будет.

Прошло несколько дней... В соседнем доме арестовали жильца. Говорили; ночью, он подавал сигналы лучом карманного фонарика...
Об эвакуации, молчат.
Мама направилась туда вновь. Закрыто. "Все ушли на фронт."
Было это с 27 на 28 июля.
На волне безвластья, появились, вышедшие из подполья националисты и антисемиты. Начались погромы.

Папа возвращался с работы. Его окликнул голос, из поравнявшейся с ним машины.

- Товарищ, это дорога на Псков? У тротуара остановились несколько машин с красноармейцами...- Как они оказались здесь? подумал отец, ведь военные уже покинули город.
Папа быстро освободился от, промелькнувших размышлений .

- Возьмите меня с семьёй и я покажу вам дорогу на Псков. Офицер принял предложение.

- Пять минут на сборы.
- Берта, собирай детей, направляясь к телефону, выпалил отец. Набрал номер:
- Мама, мы уезжаем. Ты с нами едешь?.. Есть транспорт...Мы будем проезжать мимо...Мама, подумай ...
- Берта, мама не едет. Она говорит, что немцы уже были в Риге и вели себя, как приличные люди.

Мы оставили Ригу 28 июня 1941 года.

По дороге выяснилось, что уцелевшие бойцы, отступали к Риге от Даугавпилса (Двинска).
26 июня 56-й танковый корпус Манштейна вступил в этот город и захватил стратегически важный мост через Западную Двину.

В районе Латвийской - Российской границы нас остановили военные.Это были НКВДшники. Машины с красноармейцами отогнали в сторону, а нам, после проверки документов, велели спрятаться в лесу... Стреляли... Ночью видно было, как летят трассирующие пули....

Утром за нами пришёл красноармеец.
- Есть попутка до Пскова... Не успели отъехать... Кто-то крикнул:
- Ложись!- Воздух!.. Над нами пролетел самолёт с крестами на крыльях. Из-за рёва моторов, не слышно стрёкота пулемёта, приследовавшего его самолёта со звёздами. После того, как раздалась команда:
- Отбой!
Все поднялись и, только тогда увидали, как над горизонтом, в макушках леса, тонул шлейф горящего самолета... Щупленькая еврейская бабушка, подняв к верху тощие ручонки и, потряхивая ими, посылала проклятия на еврейском языке.
- Чтоб вы огнём горели.
- Проклятие на вашу голову.
- Чтоб ваш Гитлер рос, как луковица, головой в землю. Мы благополучно добрались до Пскова. Вся площадь забита народом. Штатские, военные. Всё в перемешку. Толчея. Неразбериха. Крик. Плач детей. Пути, железной дороги, забиты пассажирскими и грузовыми составами. Эшелон, в котором разместились мы, тронулся поздно вечером при потушенных огнях...Вокзал за вокзалом мелькали за окном. Мне почемуто казалось, что все станции называются одинакого:-"КИПЯТОК". Первая остановка(и тут я понял - есть и другие названия);- "РУЗАЕВКА";....

Согласно данным Военного музея, Латвия потеряла во время войны треть своего населения. В 1939 году в Латвию населяли 2 миллиона человек, а осенью 1945 года - 1 400 000.

Во время советской оккупации с 1940 по 1941 год Латвия потеряла 35 тысяч человек, в Красную армию в 1941 году были призваны 20 тысяч латышей, а с 1944 по 1945 год учреждения советской власти убили и выслали 70 тысяч человек.

Уникальность трагедии нашего народа состоит в том, что нам не оставили шанса на выживание даже в форме сотрудничества с фашистами. У любого другого народа такой шанс был.

В годы оккупации на территории Латвии было уничтожено 120 тысяч граждан Латвии, из них 70 тысяч евреев. От рук нацистов погибло 5-10 тысяч латышей. Призвали в свою армию 160 тысяч человек, а на работы в Германию были направлены 35 тысяч человек.
Ранней весной 1942 года, после того как в Румбуле расстреляли 25000 узников, в малом гетто началась подготовка к сопротивлению.Были созданы первые группы Сопротивления и начался ввоз украденного в немецком трофейном складе оружия.
Существует уникальное пятитомное издание истории войск СС. Издано в США. Один том посвящен латышскому легиону СС, и одна из главок в этом томе называется "От полицейских батальонов до латышской бригады СС". То есть из формулировки уже ясно, что эти батальоны влились в бригады СС.
Когда пишут, что 15-я и 19-я дивизии СС принимали участие в уничтожении евреев. Они воевали на Волховском фронте и были созданы уже после геноцида евреев в Латвии. Были и такие латыши, которых фашисты расстреливали за нежелание служить в легионе. Надевшие на себя мундир немецкой армии так или иначе разделяют преступления этой армии, этого режима. Сейчас очень много говорят о латышском легионе СС. Далеко неоднозначная оценка деятельности этого легиона дается Россией. Однако надо помнить, что ОСНОВУ этого легиона составили те самые полицейские батальоны, которые СОЗДАВАЛИСЬ на ДОБРОВОЛЬНОЙ основе в 41-м году. И именно эти люди запятнали себя кровью евреев в Латвии, партизан на Псковщине, в Калининской области, в Минске, в Днепропетровске. Латышский отряд служил в Минском гетто еще до мобилизации в легион 43-го года.

1июля в Риге были немцы.
4июля полыхала Большая хоральная синагога на ул.Гоголя 25. Такая же участь постигла остальные синагоги и молельные дома. Уцелела одна - в старой части города на ул. Пэйтавас.
Узники рижского гетто,расстрелянные в Румбуле
Дети до 14 лет 5,652
мальчики 2,794
девочки 2,858
старше 14 лет 15,650
мужчин 6,143
женщин 9,507
не трудоспособные 8,300
мужчины 2,069
женщин 6,231

всего: 29,602

Среди них: Шимон(Семён)Дубнов и РАВВИН МЕНАХЕМ МЕНДЭЛЬ ЗАК: рожденный в 1871 в Латвии; Раввин Kandau/Kandava - Talsi , а затем Mitau/ Елгавы и наконец Главный Раввин Riga/Риги.Председатель Еврейской общины. Он помог беженцам и организовал комитет спасения. Открыл иешиву в Риге. В 1941, он был расстрелян Нацистами вместе с Дубновым. В моём архиве хранится выписка рижского равината от 14 июля 1934 г. с его подписью.

Досье на коменданта рижского гетто: Эдуард Рошманн родился 25 августа 1908 года в австрийском городе Граце, в семье зажиточного пивовара. Поступал на юридический факультет университета, но провалился. В 1931 году в возрасте двадцати трех лет устроился на пивоварню к отцу. В 1937 году он вступил в нацистскую партию и в СС, организации, в нейтральной тогда еще Австрии запрещенные. Через год Гитлер ее аннексировал и обеспечил местным фашистам быстрое продвижение по службе.
В 1939 году, перед самой войной, Рошманн вступил в войска СС, прошел зимой этого же года курс спецподготовки и весной 1940 года был отправлен служить во Францию. В декабре 1940 года его вернули в Берлин и в январе 1941 года перевели в СД, третий отдел РСХА. В июле 1941 года он возглавил первый пост СД в Риге, а в следующем месяце стал комендантом рижского гетто. В 1944 году вернулся в Германию морем и после сдачи оставшихся в живых евреев данцигскому СД поехал в Берлин, в штаб СС, ждать дальнейших указаний.

Эдуард Рошманн, бывший комендант Рижского гетто въехал в Аргентину с паспортом Красного Креста.

***
1 июля 1941 года.

На кануне.

Массовая депортация 13 и 14 июня 1941 года, вывела многих латышей из терпения . Многие латыши ушли в леса. Они были снабжены оружием, спрятанным предыдущим летом, членами военизированной организации Айзсаргов(защитники). Возникли первые группы национал - патриотов (партизан). Фактическое число латышей, высланных и расстреляных Большевиками в первый год Советской власти, точно не установленно. Фигурует число- 30 000 высланных и 1 488 расстрелянных.

Рано утром в воскресенье, 22 июня 1941, Гитлер привёл в действие План Барбаросса, и войска Вермахта пересекли границу Советского Союза. Границу,заранее согласованную с Гитлером . Латвийские националисты вышли из лесов. Они нападали на силы Большевиков , отходящих под натиском армии Вехрмакхта.

ПИСЬМО ИЗ 41-го ГОДА
«Родной и любимой девочке, моей жене Верочке на память от Гриши. Верочка, получил твое сердитое письмо. Теперь, наверное, не сердишься. Маленькая, умру, любя тебя. Во мне не сомневайся. Береги сынулю. Не волнуйся, если не будет писем. Пока все благополучно. Не вспоминай плохим твоего мужа. Он всегда любил тебя. Крепко-крепко, тысячу раз целую. Твой Гриша. Береги себя и сынка моего.
25 инженерный батальон, под Ригой. 22 июня 1941г.
Александр РАКОВ.
»

22 июня 1941 года он встретил в маленьком уютном латвийском городке Саласпилс, куда их саперный батальон перебросили из Пинских болот после подготовки к войне с финнами. Повоевать тогда, к счастью, не довелось - безславный для нас «конфликт» завершился в марте 1940 года. А теперь из подвалов и чердаков в спины солдат Красной Армии густо полетели пули. Так началась для него Великая Отечественная Война.

Многие латыши, накануне призванные в Красную Армию, дезертировали. И делали это с большим энтузиазмом. Точно также поступали чехи, покидая немецкую армию в 1945 г.
22 июня немецкие войска пересекли "границу Молотов-Риббентроп," и к 25 июня, после того, как Вехрмакхт захватил Каунас, Вильнюс и окружил Лиепаю, паника вспыхнула в Риге. В течение ночи с 27-28 июня, марионеточное правительство советской Латвии, с набитыми наличность сейфами, папками документов, и телохранителями, вместе с Красной Армией, покинули Ригу. Город оказалась в политическом вакууме. 27 июня, накануне бегства правительства, командующий рижского гарнизона, Генерал Лейтенант Сафронов, приказал, чтобы рижское Радио объявило латышам: " Вчера и сегодня были арестованы несколько человек за контрреволюционные действия - саботаж, с целью вызвать панику и ужас у населения, подачу сигналов врагу, и т.д. /зачитывается внушительный список имён/ . Все они приговорены к смерти - расстрелу. Приговор приведён в исполнение. Каждого, кто будет оказывать помощ врагу, ожидает то же самое ."
28 июля - Суббота. День отдыха, когда религиозному еврею не рекомендуется выходить из дома и делать любую работу. Мог ли религиозный человек двинуться в путь? Так, большинство евреев остались в Риге. И ещё одна причина удерживала их на месте. Люди, пережившие первую войну, думали что немцы, не причинившие им зла тогда, такими же и остались. О, если бы они предполагали, что их ждёт, удержала бы их субботняя традиция, предписанная торой? По этой же причине и моя бабушка,Липета Драйгор, и 9 её детей с мужьями,жёнами и внуками, остались в Риге. Их постигла таже участь, что и остальных 30-35 тысяч евреев Риги.
Если бы не случайность, то сомневаюсь, делал бы я сейчас эту страничку...

28 июня мы отъехали от дома № 83,что на московской улице,напротив к/т "Дайна".
Через 3 дня немцы были в городе.

4 июля вечером, пылала Большая хоральная синагога на ул. Гоголя 25.
В Её подвалах,около 2000 рижских евреев, прятали около 500 евреев-беженцев из Шауляя. Они сумели добраться только до Риги, потому что немецкое наступление отрезало им путь на восток. Измученные, перепуганные, полные самых страшных предчувствий женщины, старики и дети (а таких было подавляющее большинство), нашли приют в своем храме.
4-го июля, под вечер, Виктор Арайс и его подчиненные, подъехали на автомобилях к синагоге. Они облили стены керосином, обложили паклей, а потом подожгли. В матерей, пытавшихся выбросить детей из окон горящего здания, стреляли из автоматов. Когда старые стены занялись мощным пламенем, люди Арайса стали бросать в окна ручные гранаты. Так 500 евреев из Шауляя вместе с рижанами обрели здесь свой мученический конец.

...Многие люди пробивались к железнодорожной станции Рига, где длинный пассажирский состав был на готове. Большевики перемещали весь подвижной состав в тыл, и беженцев, которые набились в вагоны, не выгоняли, по крайней мере в Риге. Мы еще не успели разместиться, когда кто - то начал из пулемета обстреливать поезд с крыши гостиницы. Люди прятались под вагонами. Красноармейцы открыли ответный огонь и заставили замолчать пулемет. Поезд оставался на станции целый день и вечер, и только после полуночи, поступил приказ - каждый должен был, в полной темноте, перейти в другоой поезд. Началось Столпотворение и вопль детей. Матери искали детей, дети матерей. Через час первый поезд был очищен. Появились раненные российские солдат. Рано утром 29 июня, второй поезд, с пассажирами, медленно начал движение, направляясь на северо-востоку. Так мы оставили город.
Другие латвийские Евреи были в худшем положении. Многие из Латгалии двигались на Восток пешком. Многим пришлось вернуться. На границе стоял заслон НКВД. Боялись проникновения шпионов и диверсантов. И обрекли людей на смерть.

***
Прошли долгие, голодные и холодные годы эвакуации. В августе 1945 г. мы вернулись в Ригу. После солнечной Киргизии, она показалась сырой и мрачной. Здания прилегающие к вокзальной площади, разрушенны. Бывшее здание казино, там, где сегодня расположенна сцена эстрадной площадки Верманского парка, разрушенно. Разрушенны отдельные здания старой Риги,в том числе; собор Петра, дом черноголовых, здание ратуши. Частично пострадал и центр города. Его быстро привели в порядок. Там, где некогда были руины, появились городские скверы.На месте, сгоревшей Большой хоральной синагоги оборудовали сквер с детской площадкой, установили доску почёта передовиков производства Московского района. На месте бывшей ратуши, воздвигли здание политехнического института. Старое еврейское кладбище, на московском форштадте, которое входило в зону гетто, превратили в парк. Пока приводили в порядок единственно уцелевшую, но осквернённую синагогу на ул. Пейтавас, вернувшиеся из эвакуации евреи посещали синагогу, распологавшуюся во дворе, между ул.Дзирнаву и Кирова(Элизабетас). Немецкие военнопленные, не по своей воле, восстанавливали город. Набережная Даугавы и речной вокзал, построили они. В 60 году ленинградцы реставрировали деревянный шпиль собора Петра, некогда самого высокого в Европе. К 800 летию Риги, восстановили дом черноголовых.

Жизнь продолжается.
А цели?..- Теже!

"И дам я вам в доме моем Память и Имя, которые не изгладятся..." Пророк Исайя.







 



Д-р Арон Шнеер

Иерусалим, Израиль



ЛАТВИЙСКИЕ ЕВРЕИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
(ХОЛОКОСТ В ЛАТВИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАЛА ИМЕН ИНСТИТУТА ЯД-ВАШЕМ)

"...Им дам Я в доме Моем и в стенах Моих место [память]
и имя, которые не изгладятся вовеки..." Ис. 56:5

Справка:
Арон Шнеер, доктор исторических наук, родился в Лудзе в 1951 году. Окончил Даугавпилсский пединститут по специальности "история". Работал учителем, разработал для первой еврейской школы Латвии курс истории еврейского народа. Занимался историей второй мировой войны. В Израиле с 1990 года. Работает в национальном Институте памяти жертв Холокоста и героизма европейского еврейства Яд ва-Шем (Память и Имя). В прошлом году в Иерусалиме была издана его книга "Плен. Как и почему более 5 миллионов солдат и офицеров Красной армии оказались в нацистском плену (1941 -- 1945 гг.)".
- Интерес к истории второй мировой войны вырос у меня из интереса к истории семьи. В Латвии во время войны в моей семье погибло 64 человека только со стороны отца. Моего дядю убили в Риге, на улице Блауманя, его же студенты. Он был химиком, окончил Берлинский университет, а потом преподавал в Латвийском университете. В первых акциях по уничтожению евреев принимали участие разные люди, в том числе гимназисты, студенты, рабочие, служащие.


Яд-Вашем (ивр. "память и имя") -- так называется Национальный институт памяти жертв Катастрофы и героизма в Иерусалиме.
Сбором, хранением и обработкой индивидуальных сведений о погибших занимается один из отделов мемориала -- Зал имен, сотрудником которого я являюсь.
Эти сведения фиксируются на специальном бланке даф-эд -- листе свидетельских показаний, заполняемом родственниками, знакомыми, а порой даже чужими людьми на каждого погибшего еврея. Лист даф-эд является индивидуальным символическим памятником каждому погибшему в *Холокосте, а Яд-Вашем -- мемориалом всем евреям, погибшим в годы Второй мировой войны.
Листы даф-эд -- это важный источник информации, так как через индивидуальные сведения о погибших появилась возможность во всех аспектах представить жизнь и смерть как конкретного еврея, так и всей еврейской общины в том или ином населенном пункте. Часто даф-эд являются не только существенным дополнением к уже имеющимся архивным документам, но и порой единственным, уникальным свидетельством.
Познать и понять исчезнувший мир латвийских евреев, кроме общеизвестных официальных и неофициальных исторических источников, нам могут помочь листы даф-эд.
Сегодня в компьютерном банке данных Зала имен содержится 2 млн 100 тыс. имен погибших евреев. Из этого числа немногим более 50 тыс. составляют имена евреев Прибалтики. Из них на конец сентября 2001 г. сведения о евреях Латвии содержатся в 25 196 листах свидетельских показаний, которые написаны на пяти языках: иврите, идише, русском, английском и немецком. К сожалению, в Зале имен увековечены имена лишь около трети погибших евреев Латвии, и тем не менее благодаря этим материалам мы можем получить широкое поле для исследовательской работы.
Мною изучено 21 948 листов свидетельских показаний. Среди них листы на 11 429 женщин и 10 549 мужчин, в том числе на 4742 ребенка в возрасте 1--14 лет. Из них в графе "профессия" названо 752 школьника и 204 студента. Таким образом, при подсчете экономически активного еврейского населения учитывалось около 17 206 человек. Однако во многих листах профессии не указаны.
Исследованные свидетельства говорят о том, что для большинства латвийских евреев были характерны типичные дореволюционные еврейские профессии. Одна из них -- торговля. Среди погибших род занятий -- торговец указан у 1802 мужчин и 261 женщины. Владельцы различных магазинов не входят в это число, а выделены в отдельную категорию. Среди них 214 мужчин и 101 женщина . Владельцы лавок -- 316 человек. Отдельно указана специальность продавец -- 129 человек. В отдельную категорию выделена и профессия мясник, вероятно, он же и владелец мясного магазина, либо лавки. Таковых 68 человек.
Подсчет свидетельствует, что непосредственно торговлей были заняты 2891 человек. Но в это число не входят некоторые производители товаров -- ремесленники, сами занимавшиеся и реализацией своей продукции: пекари, кондитеры, шапочники (33 человека) , бондари, столяры (35), портные. Таким образом, число занятых в торговле возрастает.
Далее значительное количество неожиданно составили служащие без указания профессии. Таковых оказалось 348 человек, в том числе 246 мужчин и 102 женщины. Возможно в это число вошли и евреи, которые после июня 1940 г. получили возможность работать не только на частных предприятиях, как это было ранее, но и теперь уже занимать должности в различных государственных учреждениях.
О высоком уровне образования среди евреев свидетельствует количество специалистов. Так, учителей оказалось 275 человек (в их числе 120 мужчин и 155 женщин), врачей различных специальностей --267, среди них 11 стоматологов (3 мужчин, 8 женщин); 2 фельдшера, 20 медсестер, 10 акушерок. К ним примыкают фармацевты-аптекари -- 147 человек (79 мужчин и 68 женщин).
Среди указанного числа погибших 6 инженеров.
Евреи традиционно занимались различного рода ремеслами. 23 погибших названы ремесленниками без указания специальности. Выделяется такое традиционное для евреев ремесло, как портняжное. Всего портных в листах указано 426 человек (233 мужчин и 193 женщины). Парикмахеров было 86.
Среди ремесленников высокой квалификации выделяется традиционная для евреев специальность -- ювелир (30 человек). Далее идут профессии связанные с металлообработкой: слесари -- 29 человек, кузнецы -- 20 человек, за ними следуют связанные с обработкой кожи: кожевенники -- 18, сапожники -- 11, 10 -- меховщики и скорняки, переплетчики -- 5 человек. Обращает на себя внимание то, что ремесленные специальности чаше всего были семейным делом: иногда им были заняты три поколения -- дед, отец, сын.
Среди обладателей современных технических специальностей было 19 механиков, 15 электриков, 15 фотографов (3 женщины и 12 мужчин), 4 шофера (один из них в Малте -- Товия Шехат), 2 машинистки.
Среди указанного выше числа погибших было много лиц так называемых свободных профессий: 20 профессиональных музыкантов (13 мужчин и 7 женщин), 17 журналистов, 17 юристов (адвокаты и нотариусы), 1 вокалист -- солист Латвийской оперы (баритон) Яков Иоффе.
Латвийские евреи не подвергались атеистической пропаганде, как в советском союзе, и Латвийское государство не препятствовало отправлению иудейского религиозного культа. Поэтому среди евреев Латвии было значительное число лиц, род занятий которых связан с иудаизмом. Заполнены даф-эд на 75 раввинов, 3 руководителей *иешив, 5 преподавателей *Торы -- *меламедов, 17 *хазанов (канторов), 1 *габая -- старосту синагоги, 6 *шамесов -- синагогальных служек, 43 *шойхета --резника.
Среди погибших и те, кого, вероятно, не успели выслать во время массовых сталинских репрессий 14--15 июня 1941 г. Речь идет о так называемых представителях "эксплуататорских классов". это 33 владельца каких-то (без указания специализации) предприятий, 4 владельца типографий, 1 владелец лесопилки, владельцы машин для перевозки оборудования.

В поместье Адамово, в нескольких километрах от Резекне по Псковскому шоссе, расстрелян вместе с женой и двумя детьми торговец мануфактурными товарами Пинхус Нагля. В Нирзе Лудзенского района в августе 1941 г. местными полицейскими убиты муж и жена -- 77-летний Нафтали и 75-летняя Сара Гасуль, 82-летний Иосель, 79-летний Файвуш и 36-летний Идель Фонаревы.
Во многих листах, заполненных на евреев Лудзы, запись "расстрелян в Лудзе" не точна: на самом деле -- на армейском стрельбище у деревни Цирма, в 5 км от Лудзы.
3. Конкретные обстоятельства смерти в оккупации -- от общих (оккупация, гетто, лагерь, тюрьма, гестапо) до более конкретных деталей гибели (избиение, расстрел, повешение, указание национальностей убийц, их имен и фамилий, званий и должностей полицейских, принадлежности к айзсаргам, членам организации "Перконкрустс").
Фотограф Яков Нагля был насмерть забит палками в Резекне. В Дагде был повешен Барух Израэлит, а неподалеку от Резекне -- Фолька Борц. В изученных листах приведены 44 случая сожжения заживо, как правило, в синагогах. Например, в Риге в июле 1941 г. в синагоге на улице Стабу, 63, была сожжена семья Красник: Двора, Мирьям, Хене и Фейга. В синагоге на улице Пелду, 31, вместе с другими евреями был сожжен Мордехай Ильян, а среди сотен евреев, сожженных в синагоге на улице Гоголя, были 6-месячный Шмуэль Шофер и Юдифь Скороход с двумя детьми. Доктор Эммануил Баг вместе с 27 женщинами и детьми был сожжен в молельне Cтарого еврейского кладбища в Риге 29 августа 1941 г. (возможно, дата в листе указана неточно). Сжигали заживо не только в Риге. В Вайноде были сожжены Шимон и Бренеле Неймансоны, в Прейли в синагоге были сожжены Нахман и Фейга Сегалы. В Кулдиге 1 января 1942 г. в синагоге, вероятно, вместе с другими евреями была сожжена Маша Коган. В Данкере (ныне в составе города Плявиняс) в Новой синагоге 7 августа 1941 г. были сожжены Элла и Липман Фридманы, Нисан, Израиль и Авраам Берены, Сара Белла и Авраам Каценелебоймы. В августе 1941 г. в Виесите был зверски замучен и сожжен в сарае Мотель Вассерман. 10-летняя Мирьям вместе с матерью Фаней (девичья фамилия Табак), были зарыты заживо во дворе своего дома в Огре.
Среди погибших отмечено 19 случаев самоубийств -- форма сопротивления и протеста. В Ливаны сами ушли из жизни Рахиль Левинштам и Мина Трейзон, семья Кушак в составе трех человек: Роза, Малка и Леон; в Резекне -- семья Гасулей: Моисей, Израиль, Ася. 14 декабря в Лиепае покончил с собой Меер Замуэльсон. 15 декабря 1941 г. в ночь перед расстрелом в Лиепае в доме на улице Тиклу, 8, приняли снотворное, легли на пол в кухне и открыли газ семь членов из семьи Вульфа Розе.
Из листа на Сашу Грушко, заполненного его женой Ингеборг из Сиднея в 1984 г., известно, что Саша находился в Рижском гетто с 17 февраля 1942 г. до 15 августа 1943 г., а затем бежал и скрывался до 2 ноября 1943 г. При аресте он убил одного из полицейских, а потом застрелился. При побеге из Лиепайского гетто был убит Нахум Сморгонский. Иехезкиель Рафалович в 1942 г. бежал с друзьями из Рижского гетто - беглецы погибли по пути к партизанам. Семилетний Файвеш Хармач из Даугавпилсского гетто выбрался за его пределы, чтобы достать еду для своих младших братьев, и был убит немецким патрулем.
Янкель Фридман, проживавший в Риге, на улице Заубес, 5, был убит 1 августа 1941 г. членами "Перконкрустса". В августе 1941 г. вместе с сестрой и матерью в Риге, в штабе "Перконкрустса" по улице Валдемара, 19, был убит 4-летний Абрам Минкин.
Песя Кирш была застрелена в Даугавпилсе латышами на пороге своего дома. Над Давидкой Залгалером, бежавшим из Риги к родным в Акнисте, местные убийцы за день до расстрела "особенно издевались: сначала обрезали нос, затем уши".
4. Взаимоотношения между местным населением и евреями на оккупированной территории. Евреев в Латвии убивали не только немцы, но чаще всего -- земляки, знакомые, соседи. Война разделила мир на людей и нелюдей, на евреев и неевреев, на убийц и тех, кто помогал и спасал обреченных на смерть. И вовсе не классовый принцип, как учили в советское время, лег в основу этого деления, а элементарные человеческие качества -- честность и порядочность.
Гирш Борц скрывался в деревне неподалеку от Резекне, но был выдан его знакомым Агаповым и расстрелян полицейскими. 85-летнюю Хаву Файнман-Гинцбург несколько месяцев скрывала в Придайне ее невестка графиня Бутурлина. Однако соседи выдали Хаву, и она была расстреляна. Скрывавшийся Дмитрий Файнман в 1942 г. был опознан на улице и выдан кем-то из своих сокурсников по университету. 8-летнюю Мирьям Иоффе в Смилтене скрывала латышская семья. Фамилия этих праведников неизвестна. Однако соседи выдали ее. "Убита латышскими фашистами там же", -- гласит запись в листа даф-эд.
Сведения из даф-эд в который раз развенчивают сознательно культивируемый некоторыми историками миф о том, что убийцами были только члены "команды Арайса". К великому сожалению, это не так. Практически во всех расстрелах в городах и сельской местности принимали непосредственное участие полицейские и айзсарги из местных жителей.
К листам на 11 своих родственников, убитых в Акнисте, Шмуэль Комрас приложил письмо от 5 декабря 1944 г. бойца Латышской дивизии Красной армии, которому жители Акнисте рассказали о гибели евреев. В письме описаны детали трагедии. Всех евреев Акнисте, около 175 человек, расстреляла группа местных полицаев. Инициаторами расстрела были учитель Вальдман и местный портной Розитис (интересно отметить, бывший социал-демократ). В том же Акнисте, как и повсюду, местные жители принимали участие в грабежах и присвоении имущества убитых. Конкретно назван некий Буйкис, который, угрожая пистолетом, отобрал лошадь и другое имущество у Шнеера Шнейки, который позднее был расстрелян.
Один из листов даф-эд частично раскрывает судьбу 45- летнего рижанина Бернхарда Гольдберга. До начала октября 1944 г. он, участник борьбы за независимость Латвии (1918--1920 гг.), ходил со звездой по Риге, а потом исчез. Интересен сам факт: возможно, евреи -- участники борьбы за независимость, пользовались какими-то, пусть временными, льготами.
4. Фронт. Участие латвийских евреев в боевых действиях. По материалам Зала имен, в рядах Красной Армии погибли 1289 латвийских евреев, в Книге памяти, составленной С. Ароловичем, указаны имена 2166 человек. В даф-эд указаны и обстоятельства смерти фронтовиков. Многие листы заполнены очевидцами гибели своих товарищей. Среди указанных причин: гибель в бою или при бомбежке; пропал без вести; окружение; плен; покончил с собой, чтобы не попасть в плен; штрафбат; минное поле; разведка; смерть от ран и т.д. Часто указаны звания и воинские специальности погибших.
Из листов можно также узнать не только о факте мобилизации, но и сведения о месте призыва, месте прохождения службы (в каких частях, в каком роде войск).

Hosted by uCoz