Слушайте это, старцы, и внимайте,во дни ваши или во дни отцов ваших...

 

фотоархив

1 ) - Румбула. Знак, обозначавший место массового расстрела 1945 г.

2 ) -Первый мемориальный камень в Румбуле

3 ) - Мемориал жертв нацизма. Румбула. 1202 г.

4 ) - Памятник в форме еврейского семисвечника - меноры - окружен небольшими обелисками, на которых высечены имена 1300 жертв. Это - те, чьи имена удалось восстановить

5 ) - Семья Боруха погибла в рижском гетто

6 ) -На открытии Мемориала

7 ) -Президент Латвии Вайра Вике-Фрэйберга возлагает цветы

8 ) -МЫ ПОМНИМ !

Мемориал на станции Торнякалнс. 14 июня 1941 года из Торнякалнса были вывезены тысячи людей, объявленных врагами новой власти.
Фото Владимира Тюрина.

Трагическая статистика:

В советские годы о депортациях 1941 года умалчивали; впервые латвийцы собрались у памятника Свободы, чтобы почтить память репрессированных соотечественников, 14 июня 1987 года. Вскоре после этого 14 июня в Латвии было объявлено Днем памяти жертв коммунистического геноцида. В этот день на всех зданиях вывешиваются государственные флаги в траурном оформлении.

Латвия потеряла во время войны треть своего населения. В 1939 году в Латвию населяли 2 миллиона человек, а осенью 1945 года - 1 400 000. Во время советской оккупации с 1940 по 1941 год Латвия потеряла 35 тысяч человек, в Красную армию в 1941 году были призваны 20 тысяч латышей, а с 1944 по 1945 год учреждения советской власти убили и выслали 70 тысяч человек. Немцы с 1941 по 1945 год убили или выслали 90 тысяч жителей Латвии, призвали в свою армию 150 тысяч человек, а на работы в Германию были направлены 35 тысяч человек. В годы оккупации на территории Латвии было уничтожено 300000 граждан, из них 120 тысяч, граждане Латвии, из них 80 тысяч евреев. От рук нацистов погибло 5-10 тысяч латышей.

1941-44 - годы Нацистской оккупации. Приблизительно 90 процентов - 80 000 еврейского населения Латвии были убиты.

В 1940, Евреи в Риге 45 000;
к концу войны, 150выживших.

Узники рижского гетто,расстрелянные в Румбуле;

Дети до 14 лет -5, 652
мальчики - 2, 794
девочки - 2, 858
старше 14 лет - 15, 650
мужчин - 6, 143
женщин - 9, 507
не трудоспособные -8, 300
мужчины - 2, 069
женщин - 6, 231
всего: - 29, 602

Вход в Мемориал Румбула

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Герман Брановер

...В одну из июньских ночей 1940 года русские войска заняли Прибалтику. Танки шли с открытыми люками, и на броне сидели солдаты в пилотках или остроконечных «буденновских» шлемах. Толпы людей с цветами и красными флагами встречали Красную Армию.

Если не большинство, то большую часть встречавших составляли евреи. Латыши смотрели на этих евреев с удвоенной ненавистью.

Президент Латвии Ульманис обратился по радио к народу, уверяя, что он остается на посту, и призывая к спокойствию. Это было последним в его жизни выступлением.

Поначалу почти ничего не изменилось. В город нахлынули советские армейские командиры, привезшие также свои семьи. Командирские жены бешено атаковали магазины, которые все еще были полны товаров. Вскоре, однако, появились очереди за продуктами — явление, совершенно нам незнакомое и потому вызывавшее скорее удивление, нежели раздражение.
А потом...Была Румбула.
***
«Румбула» — это название маленькой железнодорожной станции в 12-ти километрах к востоку от Риги. Название это вошло в страшный ряд таких слов, как Аушвиц, Треблинка, Бабий Яр, Понары.

В сосновой роще около станции Румбула осенью 1941 года немцы при ревностном участии латышей уничтожили население Рижского гетто. Девять гигантских могил приняли в себя почти пятьдесят тысяч жертв. Место это оставалось совершенно заброшенным и почти никому не известным. Наконец, группа евреев взялась за приведение в порядок этого братского кладбища. С помощью Беллы Мартинсон, чудом уцелевшей и выползшей из одной из этих могил почти за двадцать лет до описываемых событий, они разыскали место. Могилы выделяла лишь особенно густая и высокая трава, разросшаяся на них.

Поначалу группа была немногочисленна. К ней относились юрист Гарбер с женой, инженер Гец, юный, пламенный и непокорный Марик Блюм (сменивший впоследствии в Израиле фамилию на очень подходящую ему — Лапид, что значит — факел), архитектор Рахлин с сыном (этот умный, пылко влюбленный в Израиль мальчик был впоследствии жестоко травим советской тайной полицией и трагически погиб), художник Кузьковский (ныне покойный), Эзра Руссинек и другие.

Истинной душой и движущей силой всего начинания был Самуил Цейтлин, которого все знали под именем Буби. Буби был связан с сионизмом еще будучи юношей, до того как Советы пришли в Латвию. Потом он воевал в составе Красной Армии, был искалечен, прямо в госпитале его арестовали и водворили в лагерь на долгие годы. Вернувшись, наконец, в Ригу, Буби оставался холостяком. Он работал зубным техником, что, не очень обременяя, обеспечивало ему скромное существование. Он знал всех и вся, просиживал в гостях у друзей и знакомых чуть ли не до рассвета, рассказывая без конца лагерные истории, споря на актуальные еврейские темы и опустошая за ночь целую бутылку водки. Он слыл большим чудаком, потешался над всеми, в том числе и над самим собой. Он ходил в изодранном в клочья пальто, поддерживал трогательные отношения со своими бывшими коллегами по лагерю, включая каких-то попов. Но при всех этих чудачествах он умудрялся помогать десяткам еврейских семей, распространять сотни еврейских книг.

Румбула стала делом его жизни. Он старался добиться максимально возможной поддержки советских властей и чудом выманивал у них решения, узаконивающие строительство мемориала, и даже деньги.

Работы в Румбуле стали еженедельными. Теперь каждое воскресенье собиралось несколько сот людей, среди них множество совсем юных мальчиков и девочек, родившихся уже после войны. Прокладывали дорожки, очищали место, таскали землю. Царила удивительная атмосфера солидарности, братства, духовного подъема. Поначалу меня очень угнетало пребывание в этом страшном месте, где на каждом шагу земля исторгала то кость, то детскую туфельку. Скрип качаемых ветром сосен оборачивался для меня стонами расстрелянных. Даже придя домой, я долгие часы не в состоянии бывал вернуться к обычным делам. Таская тяжелые носилки со щебнем, я думал о том, с каким восторгом я делал бы это, если бы мы вот так, в кругу братьев, строили не кладбище, а, например, синагогу. Меня поражало, как могут эти нежные, с еще не пробившейся бородой мальчики распевать песни, находясь в этой роще смерти и отчаяния, а иногда даже беззаботно грызть яблоки, стоя прямо на могиле... Но постепенно я привык, научился подавлять свои переживания, а то, что эти мальчики, работая здесь, быстро прогрессируют в своих еврейских чувствах и устремлениях, представлялось мне серьезной компенсацией за трагедию гетто и лучшим памятником погибшим.

Закончив работу, люди собирались вместе. Кто-нибудь прочитывал или пел заупокойную молитву, другой говорил краткую импровизированную речь, третий читал свои стихи. От раза к разу речи становились смелее. Дух румбульских воскресений довлел над многими семьями в Риге, а постепенно — через родственников и друзей — стал распространяться и в Москву, и в Ленинград.

Не потребовалось много времени, чтобы Румбула привлекла внимание властей. Отныне мы работали под пристальным надзором не только тайной, но и явной милиции, а также групп курсантов военных училищ. Митинги после окончания работы разгонялись. Самодельные монументы на могилах — вроде появлявшегося снова и снова огромного маген-давида, опутанного колючей проволокой, — немедленно уничтожались.

Особенную бурю вызвала попытка установить надгробный камень, на котором было написано на идиш: «Ди карбонес фун фашизм» — «Жертвы фашизма». Власти требовали, чтобы надпись была сделана по-русски и чтобы погибшие именовались «советские граждане». Говорили, что по этому поводу в Ригу выезжала из Москвы специальная идеологическая комиссия Центрального Комитета коммунистической партии.

На уже готовый камень с еврейской надписью был наложен арест. Однако Буби с друзьями ночью выкрали камень из мастерской, установили его на подготовленном месте и сфотографировали. Назавтра фотографии эти появились в заграничных газетах, и власти решили отступить.

Камень этот стоит и поныне.

Два раза в год — осенью, в годовщину уничтожения гетто, и весной, в годовщину победы над Германией, — на Румбульском кладбище стали собираться тысячи евреев. Власти то разгоняли митингующих, арестовывая выступавших, то устанавливали вокруг вопящие громкоговорители так, что ораторы не слышали собственного голоса, то оцепляли всю рощу, вводя в нее танки и пушки, и всем пытавшимся приблизиться говорили, что тут происходят военные учения.

Во всех случаях, однако, власти оказывались в проигрыше: их противодействие разжигало чувства даже самых равнодушных.

Несомненно, что Румбула была одним из важных факторов в пробуждении «молчаливых евреев» Советской России, пробуждении, приведшем впоследствии многие тысячи из них к эмиграции в Израиль.P.S. Коренных жителей Риги в городе, практически не осталось. Но остались могилы их предков. И задача тех, кто за её рубежами, рассказать тем, кто остался, всё о европейском еврействе. Что - бы живые знали и помнили.



Hosted by uCoz