Всё началось с того, что в архиве старых бухгалтерских книг ЗАБЛУДОВО, я обнаружил текст, в котором есть термин, обозначающий воинское подразделение 17в.
Фамилия моя, Драйгор.
В тексте читаю:
"Despite all our announcements and bright warnings that a Jew should not have any dealings with thieves and thefts, but despite all this, there are many thieves who sell to Jews. Therefore, we declare that, whoever he may be, who will be engaged in this business, be banned from our community and immediately loose all his privileges. Moshe, son of Mordechai, made a wrong deal today with Draigor(Драйгор) buying a beast, and was caught and tied up in the castle, which is an obstacle to the entire community. Therefore, we sentence him to leave town with his wife and family, not to return to live here for the rest of his life. All this was decided at a meeting and agreed upon by the leaders, may God protect them, today, Wednesday the sixth day of Tevet ….
Signed by Shmuel, son of the late Mordechai, beadle of the Zabludow community, for ever."
The last document from the Sh. Assaf’s collection we wish to translate exactly as it is written. It casts a shadow over relations within the community in those days. This announcement says that:
Three notes in the old Zabludow Ledger have to do with regulating the monies given to the monthly administrators for distribution to the outside preacher, cantors and those who reproached the community to cover their transportation and living expenses. The first notes are from Monday, twenty first day of Chesvan, 5522 (1762), while the (third) last one is from the first day of Hol Hamoed (* intermediate days) of Passover 5528 (1768). At the beginning it was decided to allocate twenty Guldens a month for this purpose. At the end it was changed to sixteen. The following men are signed under the last note: R’ Eliezer, son of the late R’ Avraham, beadle of the Zabludow community, Chaim, son of the late R’ Pinchas, Cantor and distinguished member of the Zabludow Community. We see that despite all the announcements and warnings we issued that a Jew will not have anything to do with thefts, unfortunately it is clear that Jews dealing with in theft is on the increase. Therefore, we declare that, whoever is engaged in this business, there is only one law for him. He will be banned from our community and immediately lose all his privileges. Moshe, son of Mordechai, made a bad deal today with Draigor(Драйгор) while buying a beast, and he was caught and tied up in the castle, which is an obstacle to he entire community. Therefore, we sentenced him to leave town within three days with his wife and family, not to return to live here for the rest of his life. All this was decided at a meeting and agreed upon by the leaders. The note is not dated, but from the signature of the beadle, Shmuel, son of R’ Mordechai, we can estimate that it was approximately in 5421 (1661). It is possible that the "Draigor"("Драйгор") are military units which roamed the area during that war. In the writings of that year we find the real signatures.
Примерный перевод:
«Вопреки всем нашим объявлениям и ясным предупреждениям, что Еврей не должен иметь никаких деловых отношений с ворами и воровством, есть много воров, которые продают Евреям ворованное. Поэтому, мы объявляем, что,не смотря на личность, занятые в этом бизнесе, будут отлучены от нашей общины и немедленно освобождены от всех привилегий. Моше, сын Мордэхая, сделал неправильное дело.
Сегодня он у Draigor закупил животное, и был пойман, связан и заключён под стражу. Он полностью изолирован от общины. Поэтому, мы приговариваем его, что бы он, с его женой и семейством, покинул город и не возвращался. Все это было решено на встрече и согласовано лидерами, может Б-г защитит их, сегодня, в среду шестого дня Tevet.
Подписано, после сына Мордехая, Шмуэлем, университетским надзирателем общины Zabludow,* навсегда»
Последний документ от Sh. Собрание Ассафа, которое мы желаем перевести точно, так как это написано. Это бросает тень на взаимоотношения в общине тех дней.
Это объявление говорит что:
Мы видим, что, несмотря на все объявления и предупреждения мы выпустили это, Еврей не будет иметь какое-либо отношение к воровству, к сожалению ясно, что Евреи, имеющие дело в воровстве находятся на увеличении. Поэтому, мы объявляем, что, кто бы ни занят в этом бизнесе, есть только один закон для него. Он будет отлучен от нашего общины и немедленно потеряет все его привилегии.
Моше, сын Мордехая, сделал плохое дело сегодня с Draigor при закупке животного, и он был пойман и связан в замке, который является препятствием полному сообществу. Поэтому, мы приговорили его покинуть город в течение трех дней с его женой и семейством, без права возвращения. Все это было решено на встрече и согласовано лидерами общины.
Примечание не датировано, но подпись университетского надзирателя на документе, свидетельствует - это было приблизительно в 5421 (1661).
Возможно, что “Draigor,ы ” являются военными единицами, которые бродили по области в течение войны. В письмах того года мы находим реальные подписи
Этот документ найден в архиве бухгалтерских книг Заблудово.
* Zabludow, Заблудово- местечко Заблудово близ Белостока Гродненской губернии в Польше. С ноябрь 1939 г. в составе БССР
Мой интерес к ней вызвало упоминание о "Драйгор". Всё дело в том, что я ношу эту фамилию. Фамилия уникальная. Её обладатели-представители одного рода.
Как название бродячего воинского подразделения прилепилось к нашей, видимо более ранней, фамилии- Шлосберг?
И с этого начался поиск. Единствено, что мне удалось выяснить, мой дедушка- Моше Айзик сын Меиера Драйгор-Шлосберг , родом из Городище
(Гарадзішча, Gorodishche)Новогрудского(Наваградск, Новогрудок, Новгородок) уезда. Родился в 1870г. Новогрудский уезд входил в Минскую губернию с 1842г. Вот что говорят историки об этом времени:Одной из мер "исправления" Евреев было вмешательство властей в их религию и культурную жизнь: введение в 1826 надзора над евр. книгами, ввозимыми из-за границы, введение общей цензуры евр. книг, издание закона, разрешавшего книгопечатание только в местах, где есть цензор (1836). Дискриминац. политика рус. властей по отношению к Е. была заново сформулирована в законодательстве 1835г.
(примерный год рож. моего прадеда),
закрепившем "черту оседлости", институт кантонистов, цензуру. Продолжалась политика создания земледельч. поселений, в т. ч. кратковременная попытка заселения Е. Сибири. В кон. 1840-х гг. был учрежден спец. комитет "для определения мер коренного преобразования Е. в России", разработки к-рого носили ярко выраженный антиевр. характер. Власти пытались принудить Е. к отказу от традиц. образа жизни и религ. образования и видели путь решения "евр. вопроса" в христианизации и макс. приобщении к рус. яз. и культуре. Рекрутская норма увеличивалась в пять раз, в 1844 царским указом была упразднена юридич. самостоятельность евр. общины, кагала. Надзор за евр. учреждениями и взыскание налогов были переданы в ведение гор, дум и полиции. Вместе с тем пр-во не уравняло Е. в правах с ост. нас. страны и по-прежнему возлагало на оставшиеся евр. институции рекрутский набор и сбор спец. евр. податей,
В эпоху Александра II вместо крещения в качестве необходимого средства "преобразования" Евреев, в правительственной политике, заняло место "просвещение" как инструмент социальной и культурной ассимиляции в окружающей среде через усвоение русского языка, отказ от традиционного образа жизни, получение светского образования. Натолкнувшись вначале на сопротивление большей части Евреев, этот план в либеральную эпоху 1860-х гг. стал всё больше привлекать еврейскую молодёжь, которая в последней трети века активно повернулась в сторону образования и отказа от архаичных форм еврейской традиции. Но что представляло собой местечко Городище?
Население Новогрудска 1897-1898 г.г.
Евреев: 5015
всего: (7887)
Население Новогрудского уезда
Евреев: 30482
всего: (247320)
Городище
всего: 2631
Евреев: (2108)
Справка:
Городище - городской поселок в Барановичском районе Брестской области, расположен в верховье р. Сервач в 25 км от Барановичей; с середины XIII века. в составе Великого княжества Литовского, во 2-й пол. XV в. известен, как великокняжеский двор, в эпоху Речи Посполитой местечко Новогрудского воеводства, в составе Российской империи с 1795 г.; в 1766 г. в кагале 422 еврея, в 1897 г. - 5023 всех жителей; с 1924 г. центр Городокского района, в предвоенные годы проживало 760 евреев; оккупирован немецкими войсками с 10 июля 1941 г. по 24 декабря 1943 г., гетто находилось по Слонимскому переулку, в котором находилось 68 евреев, расстрелянных в лесу Михновщина; всего за годы оккупации в Городище и близлежащем районе было убито более 5084 чел.; имеется мемориальный комплекс на военном кладбище, в 1994 г. установлен мемориальный знак жертвам Катастрофы. Городище (Гарадзішча, Gorodishche): через несколько дней после прихода в местечко немцы взяли заложниками 17 евреев. Среди них оказались две семьи Циринских и советские активисты. Они были расстреляны. Осенью начались массовые расстрелы евреев. 20 октября 1941 г. в 10 часов утра в Городище прибыла команда из СС. Взрослым мужчинам-евреям приказали взять лопаты и явиться на площадь. 68 специалистов оставили в гетто. Других 150 мужчин разделили на две группы. Одну отвезли на машинах в урочище Погорельцы в двух километрах от Городища, а другую - в лес Михновщина в четырех километрах. Было объявлено, что нужно вырыть ямы для военных сооружений. На самом деле, это оказались могилы, где 21 октября 1941 г. расстреляли 1440 евреев из Городища. Среди них были парикмахер Елин, братья Красильщики и 105-летний раввин Мордухович. В тот же день в лесу Михновщина были убиты 70 представителей интеллигенции местечка - врачей, учителей, адвокатов и др. Следующую акцию провели в начале мая 1942 г., около православной церкви Городища было расстреляно 35 евреев из гетто. В августе 1942 г. там же погибли около 100 еврейских специалистов ("мастеровых" - так в документе, Л. С.). Летом 1942 г. около церкви расстреляли женщину по фамилии Мордух с двумя её детьми, проживавшие в местечке по Новогрудской улице. Во время конвоирования женщина лишилась рассудка. Всего за три года оккупации в Городище и его окрестностях погибло 4 тыс. чел. всех национальностей.
Комиссия обнаружила несколько массовых захоронений (акт от 20 апреля 1945 г.). В лесу урочища Погорельцы в двух километрах от местечка по дороге Городище--Барановичи по левой стороне в 200 м от шоссе была расстреляна "масса евреев и польского населения" (так в документе - Л.С.). Другая могила была вскрыта в 300 м около православной церкви местечка. В ней были похоронены евреи, партизаны и советские военнопленные. Кроме того, в окрестностях Городища имелось большое количество одиночных могил мирных граждан, погибших от рук фашистов. Эксгумация показала, что большинство трупов имели следы пыток, руки перед казнью связывали колючей проволокой. Организаторами акций были: командир 57-го карательного шуцбатальона Виклинг, ортскомендант Городища лейтенант вермахта Пляц (Оригинал источника хранится в ГАРФ, ф. 7021, оп. 81, д. 102, лл. 1-52; копии в Архиве Яд Вашем, М-33/1159).
Ревизские сказки
Ревизские сказки отражают материалы подворных переписей населения (ревизий), проводившихся в Российской империи в целях учета плательщиков подушного налога. На территории Беларуси ревизия впервые проводилась в 1782 г. (только в восточной части – на территории Витебской и Могилевской губерний), затем в 1795-96, 1811, 1815-16, 1833-34, 1850, 1857-58 годах. Кроме того, проводились переписи отдельных категорий населения – в частности, шляхты, не утвержденной в дворянстве Российской империи и переведенной в податные сословия (мещан, граждан, однодворцев). Между ревизиями и после 1858 г. составлялись дополнительные ревизские сказки, в которых указывались лица, пропущенные во время предыдущей ревизии. Начиная с 1811 г. ревизские сказки составлялись отдельно по каждому сословию, а для крестьян они, как правило, группировались в алфавитном порядке по фамилиям владельцев имений. После 1816 г. не учитывались привилегированные сословия (дворяне, священнослужители).
С помощью этого указателя можно определить архивные шифры дел, содержащих ревизские сказки за определенный год и по определенным сословиям. Данные сгруппированы по административному делению Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ века (по губерниям и уездам).
Предпологаю, что некоторые сведения возможно найти в Национальном историческом архиве Беларуси в г. Минске
Сословия:- Евреи
Годы:- 1874
Фонд/Опись:- 333 / 9
Номера единиц хранения:- 840, 841, 843, 844
Это пока всё, что мне удалось узнать.
Между прочим: Ещё одно упоминание о местечке Городища
НЛО НАД ЦАРСКОЙ РОССИЕЙ
Световые "пятна"
"М.г., господин редактор. Пpошу Вас, не найдете ли возможным поместить в уважаемой вашей газете наблюдавшийся мною вместе с местным судебным следователем следующий факт:
4-го апреля, будучи проездом через м.Городище Новогрудского уезда, я с упомянутым выше лицом, сидя на крыльце его квартиры, в 6.10 пополудни заметил почти над самым домом, на довольно высоком расстоянии светящееся и движущееся с запада пятно, в котором при более внимательном рассмотрении наблюдался перемежающийся свет с сильно красноватым и зеленоватым оттенком. Пятно это, имея овальную форму, как будто остановилось на несколько минут, затем, поднявшись еще выше, двинулось обратно на запад и исчезло из вида. В момент исчезновения пятна никаких туч в наблюдаемом месте не было. Примите уверение в совершенном почтении и преданности. Эдуард Полянский" ("Минский листок", 17 апреля 1892 г.)
Если Вы обладаете дополнительным материалом, пишите.
If you possess an additional material, write to me.
Обращаюсь ко всем, кто обладает информацией о фамилии Драйгор, сообщить мне.
Если сегодня в Городище сохранился, хоть один Еврей, или Вы обладаете материалом по истории Городища, сообщите.
Поиск продолжается.
I address to everyone who possesses the information on surname Draigor, to inform me.